Осинский Владимир - Изюм Или Кишмиш
ОСИНСКИЙ ВЛАДИМИР ВАЛЕРИАНОВИЧ
ИЗЮМ ИЛИ КИШМИШ?
Жили-были на свете кишмишане и изюмчане. Сейчас и те и другие отлично
понимают, что между ними нет ровно никакой разницы, кроме названия. Но ведь
мы-то с вами знаем: именно с подобной безделицы начинаются порой
неприятности, чреватые бог весть какими последствиями.
История так и не установила, кому вздумалось назвать кишмишан
кишмишанами, а изюмчан изюмчанами.
В настоящее же время попыток разобраться в этом запутанном деле больше
вообще не предпринимается, и это очень хорошо, потому что если
недоразумение коп чилось, то и нечего о нем вспоминать.
Когда те и другие узнали, что они называются поразному, то немедленно
выяснилось: у них, у кишмишан с изюмчанами, имеется великое множество
других обличительных признаков.
Так, изюмчане вдруг выяснили, что кожа у них несколько светлее, чем у
кишмишан. А кишмишане, в свою очередь, вообразили почему-то, будто они от
природы крепче и кряжистее слишком "изысканных и избалованных изюмчан".
"Неженки" и "Чистоплюи" - так их немедленно -прозвали в Кишмишии те, кто от
рождения был предназначен далеко не для того, чтобы давать прозвища кому бы
то ни было.
Дальше-больше. Возникли споры о том, у кого здоровее наследственность
и чище генеалогия. Затем, притом очень скоро, споры эти перешли в дебаты по
поводу самих критериев оценки. Кишмищане, например, неожиданно легко
признали: да, кожа у них действительно более темная, но как без промедления
выяснилось, сделали это лишь с целью во всеуслышание объявить данное
пигментное свойство первым признаком чистоты и благородства крови. Так дело
дошло до расового антагонизма, откуда, как мы все хорошо знаем, рукой
подать до расовой дискриминации и других социальных извращений.
Там, где возникают противоречия в массовом масштабе, не обойтись без
вожаков, и последние не замедлили появиться.
"Атаман Кишмиш" и "Лидер Изюмский" - вот какие звучные имена они себе
присвоили. Вы, разумеется, заметили, что уже сами эти имена недвусмысленно
намекали на определенные различия в мироощущении представителей обеих
сторон. В. самом деле: насколько утонченнее и благороднее звучат и "Лидер",
и "Изюмский", нежели вульгарные "Атаман" и "Кишмиш". Наиболее радикально
настроенные изюмчане даже научились с особым смаком произносить это
ненавистное имя. "Кишмишш!"-получалось у них, и получалось ужасно обидно.
Появилась на свет уйма других нюансов, которые выражали всю глубину
бездны, разделявшей изюмчан и кишмишан. Самое нелепое заключалось в том,
что, повторяю, никакой такой бездны на самом-то деле не было, равно как и
разительных внешних различий. Но ведь людям достаточно во что-то поверить-
и это что-то обретет силу реальности; здесь, как известно, и заключается
первопричина значительной части всех наших бед.
...В каждой, особенно длительной войне у враждующих сторон есть свои
лозунги. Само собой разумеется, выдвинули их и кишмишане с изюмчанами.
- фотографируясь, говори только "кишмиш"! - таким был боевой девиз
первых.
- Перед объективом произноси утонченное "изюм", - глубокомысленно
проповедовали вторые.
Вы возразите, что, мол, неужели нельзя было найти менее нелепые
политические доктрины? - и ошибетесь. Вспомните хотя бы знаменитые
религиозные войны или что-нибудь подобное из истории человечества.
Был момент наивысшего напряжения в этой ожесточенной схватке
идей-стороны оказались на грани истребительной войны. К счастью, трагедии
не произошло. Однако это было куплено дорогой ценой: пог