Оскоцкий Валентин - Дела Давно Минувших Дней (Киевская Русь В Романах Павла Загребельного)
Валентин ОСКОЦКИЙ
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
(Киевская Русь в романах Павла Загребельного)
Вступительная статья
Обобщая идейно-эстетический опыт первых исторических повествований в
советской литературе, М. Горький рассматривал его как принципиально
новаторский, не имевший ранее прецедентов. "Подлинный и
высокохудожественный исторический роман", считал он, создан советскими
писателями и значителен тем, что представил "поучительные, искусно
написанные картины прошлого", предпринял его "решительную переоценку". "Я
не знаю в прошлом десятилетия, которое вызвало бы к жизни столько ценных
книг. Повторяю еще раз: создан исторический роман, какого не было в
литературе дореволюционной, и молодые наши художники получили хорошие
образцы, на которых можно учиться писать о прошлом..."* - говорилось в
статье "О литературе", датированной 1930 годом. Последующие десятилетия
подтвердили своевременность и прозорливость высказанных М. Горьким оценок,
добавили к высоко чтимым им именам Ольги Форш, Юрия Тынянова, Алексея
Чапыгина, Георгия Шторма, Алексея Толстого имена многих других
разнонациональных художников, чей творческий вклад в создание и развитие
исторического романа особенно весом. Среди них немало имен
писателей-современников, потому что интенсивное обновление и обогащение
исторического романа не прервалось и в наши дни. Напротив, для большинства
братских литератур народов СССР оно стало сегодня типологически общей
закономерностью художественнных исканий.
_______________
* М. Г о р ь к и й. Собр. соч. в тридцати томах, т. 25, М.,
Гослитиздат, 1953, с. 254.
На магистрали их - творчество ведущего украинского прозаика Павла
Загребельного. За три десятка лет напряженной и плодотворной работы в
литературе он написал 17 романов, из них пять - исторических. Появившиеся
одни за другим "Диво" (1968), "Первомост" (1972), "Смерть в Киеве" (1973),
"Евпраксия" (1975) составили своеобразную тетралогию о далекой эпохе
Киевской Руси, а последний роман "Роксолана" ведет нас в более поздний
период истории, насыщенный трагедиями кровавых турецких нашествий на
Украину.
Во всем своем творчестве Павло Загребельный выступает художником,
который наделен обостренным чувством современности, чуткой
восприимчивостью к ее духовным запросам, социальным, политическим,
идеологическим, нравственным проблемам. Не представляет в этом отношении
исключения и тетралогия о Киевской Руси. На ее остро современное звучание,
внутреннюю перекличку прошлого с настоящим в идеях и образах повествования
писатель указывает самой композицией первого романа "Диво", действие
которого развивается в трех временных плоскостях: княжение Ярослава
Мудрого, Великая Отечественная война, наши дни. Как ни неожиданно такое
сопряжение разных эпох, оно имеет в романе, да и в тетралогии в целом,
глубокий художественный и актуальный идеологический смысл. Не только о
национальных святынях, разграбленных в войну "учеными" в эсэсовских
мундирах, идет здесь речь, но о защите самобытных истоков
государственности и культуры Киевской Руси - древней колыбели восточного
славянства.
Есть от кого защищать их! Концепции А. Л. Шлецера, активно
пропагандировавшего норманскую теорию происхождения древнерусского
государства и в соответствии с нею видевшего Древнюю Русь "ужасно дикой и
пустой"*, не остались в прошлом, хотя спор вокруг них, начатый еще
Ломоносовым, продолжался в исторической науке более ста лет. Теоретики
реакционного толка в своей националистической пропаганде